По ту сторону Финского залива

12:34
По ту сторону Финского залива

В ряды Вооружённых Сил парень, по его же собственному признанию, пошёл, как на работу. Надо, значит, надо. За спиной на тот момент были профессия техника-программиста информационных систем и автомобильная школа. Юношу отправили в Воронежскую область. Колёсные пары пассажирского состава планомерно отсчитывали километры рельсов, которые вели Н. Зуева к новой реальности, одновременно погружая в омут вопросительных мыслей. Тело и глаза понемногу привыкали к солдатской форме, врасти в которую предстояло на весь следующий год.

Спустя несколько часов пути армейские ботинки солдата с характерным для новой обуви скрипом коснулись незнакомого перрона. Первым местом прохождения срочки стал центр подготовки младших специалистов автобронетанковой службы. На территории части, расположенной в г. Острогожске, льговчанина встретили ангары с БМП, танками, МАЗами и их усовершенствованной модификацией МЗКТ. Видимо, собираясь на плановую тренировку, взмесила дизельное топливо многотонная Армата. При виде этой модели новейшей российской техники новичок пережил вскипающие чувства. Самому же пришлось сесть за руль другой машины. Наша оборонка способна сегодня выстраивать межгосударственные отношения, как говорится, в нужном ключе посредством множества стратегических установок различного действия, большинство из которых базируются на платформах грузовиков Минского автомобильного завода. Именно с этой техникой за четыре с половиной месяца предстояло ознакомиться новобранцу. Времени было в обрез, поэтому занятиям посвящалась основная часть солдатских будней. Причём, говорит Николай, нажимали на практику. В нашем распоряжении были три МАЗа, в том числе полностью разобранный. Ежедневно нам предстояло изучить очередной узел, агрегат тягача. Делали это с гаечными ключами в руках. Наглядные пособия весом по несколько десятков килограммов извлекали из машины и разбирались в принципе их действия. Учились искать неисправности, знакомились с выявленными годами болячками. Но и общую боевую подготовку никто не отменял. Принимали участие в массовых спортивных мероприятиях и стрельбах, патрулировали территорию, наводили в части порядок.

Возможности машин нужно было не только знать, но и если не виртуозно, то кровь из носа умело использовать. Необходимые навыки оттачивались на специальном полигоне площадью целых 900 квадратных километров. Так выглядел объём требуемых знаний, они же уровень базовой подготовки. Водитель-механик, направляющий рельефные шины суровой машины, лишь тогда может быть допущен к боевому дежурству, когда научится чётко, безошибочно и с завидным хладнокровием владельца современного кроссовера на пустынном шоссе преодолевать естественное бездорожье, водные преграды, узкие мосты и другие препятствия. Чтобы добиться этого, отчасти и самому надо было стать безотказной машиной, не ведающей паники, сомнений или иной человеческой слабости. В реальных условиях, на шасси грузовика может располагаться гарант безопасности граждан своей страны, вселивший страх в высшие чины иностранного командования. Между прочим, продолжает Н. Зуев, водители боевых машин постоянно находятся в не очень комфортной обстановке. Кабина МАЗа кажется довольно большой, но не стоит забывать о её предназначении. Там человек окружён приборами наведения, обработки сигналов и т. д. В такой обстановке чувствуешь себя сидящим в танке. Плюс ко всему солдат экипирован по-боевому: ОЗК, бронежилетом, автоматом, каской, баулом с вещимуществом и противогазом. Тренировки проходили в условиях возможной химатаки, поэтому средство личной защиты нередко было натянуто на лицо. Через пару стеклянных глазниц ПМК обзор резко ограничивается. Самой сложной задачей, пожалуй, был заезд в укрытие. Он удавался далеко не всем. Честно признаюсь, что за отведённое время на 100 % технику не освоил.

После учебки льговчанина распределили в 1488-й Краснознамённый зенитно-ракетный полк 6-ой армии ВВС ПВО. Военная часть базировалась в лесах Ленинградской области. Практически под боком была Финляндия. Тяготы службы наряду с русскими призывниками, говорит Николай, делили также и ребята из Дагестана, Мордовии и т. д. Их в казармах было до 70 %. Но делили это я так выразился, формально. Отношения сложились дружеские. За всё время, может, была пара стычек. Мы всегда старались сгладить конфликтные ситуации. Хотя бы потому, что потом от командования доставалось всем. У многих парней было высшее образование. Это, конечно, делало коллектив серьёзнее, ответственнее, но к уровню доверия диплом веса не прибавлял. Всё зависело от того, как себя покажешь, и если, как выражаются в армейской среде, краном, то станет твоим другом лопата&hellip,

Дальнейшая служба сконцентрировалась на позиции стратегических установок. То, что мы учились транспортировать на военных машинах, там упиралось ядерными боеголовками в мирное благодаря силам российских войск ПВО небо. Приграничная территория находилась под прицелом ЗРК С-300 Фаворит, С-400 Триумф. Позиция эта полностью автономна. Оснащена дизельными генераторами, от которых по специальным опорам ко всем объектам протянуты питающие линии. Есть своя система обнаружения. Всей информацией по понятным причинам поделиться не могу. Зенитно-ракетные комплексы управляются из единого командного пункта. К нему срочники, конечно, не допускаются. Мы должны были поддерживать технику в рабочем состоянии, выполнять некоторые технические операции на месте, следить за работой аппаратуры во время тревоги.

В боевое, вертикальное, положение ракеты приводятся автоматически. В случае сбоя этой функции водитель-механик и входящий в экипаж машины оператор обязаны всё сделать с помощью ручного гидравлического насоса, работающего по принципу домкрата. Занятие, я вам скажу, утомительное. Примерно 1 час 40 минут нужно для того, чтобы поднять систему и около часа чтобы опустить. Кстати, у нас в части это дело считалось самым нежелательным наказанием, которое в качестве трудотерапии назначали офицеры. Качаешь до седьмого пота, перекуришь немного и опять за дело, а громадина двигается по миллиметру. Потом не раз подумаешь, нарушать уставной порядок или нет.

ВЧ может атаковать различные цели. В основном воздушные. За время службы Н. Зуева только один раз привёл позицию в боевое положение неопознанный самолёт. Солдаты схватили каски, оружие и были готовы выполнить свои обязанности, но иностранное судно быстро покинуло опасную для него зону. Тревога не продлилась и 20 мин. В то время, когда льговчанин предвкушал свой дембель, военная часть запланировала масштабный переброс сил и учения на полигоне Телемба, расположенном в Читинской области. Там, конечно, всё будет организовано на высшем уровне отработка действий в случае возникновения реальной угрозы, запуск ракет. Николай немного жалеет, что всё пройдёт без его участия.

Условия жизни в современной армии, по словам молодого человека, вполне приемлемые, не без солдатской суровинки, конечно. Могло бы, к примеру, быть потеплее в казармах зимой. Пищу привозили в готовом виде. Разносолами не баловали. Рацион составляли жизненно необходимые продукты, но когда ребята видели в тарелке бигус, бежали в магазин. Иногда случались командировки в Санкт-Петербург. Армейские будни здорово разбавлялась романтикой разводных мостов, огнями ночного города. Белые ночи, естественно, были и в месте прохождения службы. Спать ложились, как днём. Непривычно, отмечает недавний солдат.

Домой Николай вернулся без детских иллюзий. Больше всего теперь ценит свободу. Мама прежде всего отметила, что похудел. Лишь потом присмотрелась к иным взглядам сына на жизнь. Скорее всего, с радостью, хотя не исключено, что и с долей сожаления, поняла: её ребёнок стал мужчиной.

12:34
26
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Партнеры
ФОК
Партнеры

Информационный сайт города ЛЬГОВа
X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь мой сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция как отключить AdBlock